Актуально

Прокуратура Красноармейского района Самарской области: Какая предусмотрена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений?

06.12.2018

Прокуратура Красноармейского района Самарской области: Какая предусмотрена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений?

 

Поступил вопрос: Какая предусмотрена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений?

Отвечает заместитель прокурора Красноармейского района Самарской области Енякин С.О.

 

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит перечень преступлений в сфере экологии. Среди них преступление, предусмотренное статьей 260 УК РФ - незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 № 41 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации», под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а так же иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Вопрос о наличии в действиях виновных лиц признаков совершения незаконной рубки насаждений в значительном, крупном или особо крупном размере решается в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ. Как незаконная рубка насаждений в значительном размере должно квалифицироваться совершение нескольких незаконных рубок, общий ущерб от которых превышает пять тысяч рублей, в крупном размере - пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - сто пятьдесят тысяч рублей, при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить незаконную рубку в значительном, крупном или в особо крупном размере.

Пункт «а» части 2 вышеуказанной статьи является квалифицирующим признаком «группой лиц».

 При совершении преступления группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой размер ущерба определяется из общего ущерба, причиненного всеми участниками преступной группы.

При этом, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками незаконной рубки в соответствии с распределением ролей каждый из них совершает отдельное действие, входящее в объективную сторону преступления (осуществляет спиливание, срубание или срезание либо трелевку древесины, либо частичную переработку и (или) хранение в лесу), все они несут уголовную ответственность за незаконную рубку, совершенную группой лиц по предварительному сговору.

К лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступления, предусмотренного пунктом "в" части 2 статьи 260 УК РФ, относятся должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также лица, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ.

Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими экологических преступлений.

В связи с тем, что пунктом "в" части 2 статьи 260 УК РФ специально предусмотрена ответственность за деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, содеянное не требует дополнительной квалификации по соответствующим частям статьей 201 или  285, 286 УК РФ.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьй 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей.

Также критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, то содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ - наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение действий с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей. Кроме того предусмотрен дополнительный вид наказания конфискация продукции незаконного природопользования, а также конфискация орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

 Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 3 статьи 8.28 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот до семисот тысяч рублей.

 

 

06.12.2018


Адресные таблички
Взаимодействие прокуратуры с общественностью. Русских Александр. Слово прокурору.

Февраль 2018г

Архив »

Хиты
56665317
4211
Хосты
1467699
330
Посетители
2364052
452
40