16+
Авторизация
Логин:
Пароль:

Жизнь

Рамонское городское поселение Рамонского района Воронежской области

Рамонское городское поселение Рамонского района Воронежской области

Рамонское городское поселение Рамонского района Воронежской области

История Рамонского городского поселения уходит своими корнями в глубь веков. Впервые название «Рамонь» упоминается в документах 1613 года. Об этом свидетельствуют материалы Печатного приказа, подготовленные к изданию академиком С.Б. Веселовым. Согласно документам, Н. Томашин получил грамоту от имени царя Михаила на владение поместьем в селе Рамонь. 15 мая 1613 г. грамота заверена печатью. Поместье названо "старым", следовательно, село возникло в более раннее время, уточнить которое не представляется возможным ввиду отсутствия документом. Впрочем, известно, что возникла Рамонь на месте разрушенного татаро-монголами ещё в XIII веке села. Село называлось Родня, и было оно основано, скорее всего, переселенцами с Черниговщины.

В 1615 году Рамонь была упомянута в Дозорной книге – первом сохранившемся описании Воронежского уезда. В 1615 году это было село с церковью Николая Чудотворца.

В 1696-1697 гг. в Рамони по указу Петра Первого была сооружена судостроительная верфь, на которой строились корабли для Азовского похода.

В 1697 году на верфи были заложены четыре корабля-баркалоны (парусно-гребное суда с большим косым парусом, 35 метров в длину, имели от 26 до 44 орудий) «Меркурий» («Меркуриус»).

22-х пушечный корабль-баркалон строился кумпанством (товариществом, добровольно составленным из землевладельцев, отвечающее за постройку и оснащение судна) окольничего князя Петра Григорьевича Львова, которое было восприемником ранее существовавшего на рамонской пристани кумпанства стольника князя Г. В. Тефянкина (Тюфякина). Строил корабль датский корабельный мастер, капитан Симон Питерсон, принятый на русскую службу в 1696 году.

«Меркурий» был спущен на воду в Рамони с «Волчьей пристани» в 1698 году. В мае 1699 года корабль был отправлен в Воронеж и в том же году участвовал в Керченском походе. В 1711 году участвовал в войне против Турции. После сдачи Таганрога туркам был уведён вверх по Дону в Черкасск.

Первый 36-ти пушечный корабль 5-го ранга - баркалон «Барабан» («Трумель») строился кумпанством боярина Фёдора Петровича Шереметева. Строителями корабля были Корнелис Серейсон, Лен Чапман и Симон Питерсон. Корабль был спущен на воду в мае 1699 года и получил девиз «Непотребен без грому». В апреле 1702 года был переведён из Воронежа в устье Дона.

Второй 36-ти пушечный корабль 5-го ранга баркалон «Три Рюмки» («Дри рюморь») кумпанства боярина Тихона Никитича Стрешнева был построен Симоном Питерсом и Я. Эдреком и спущен на воду в мае 1699 года. Девиз корабля гласил: «Держите во всех делах меру». В апреле 1702 года корабль был переведён из Воронежа в устье Дона. Оба корабля были разобраны в 1710 году.

Ещё один 6-ти пушечный баркалон без названия построило кумпанства стольника князя Василия Долгорукова. Этот баркалон проектировал Ян Янсен и переделывал Ян Терплий. Был спущен на воду в мае 1699 года.

 В 1697 году в Рамони был заложен 49-ти пушечный барбарский корабль «Нептунус» кумпанства боярина Т. Н. Стрешнева.

В 1701 году на верфи были построены два плавучих дока (сооружения, предназначенных для постройки, ремонта и транспортировки судна) и четыре подъемных судна (строитель грек Иван Федотов), которые в 1702 году были переведены по одному в Азов, Таганрог и Воронеж.

1 сентября 1702 года строителем греком Иваном Федотовым на верфи была заложена 14-ти пушечная шнява (небольшое двухмачтовое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII века) «Таймалар». Шнява участвовала в войне с Турцией в 1710—1713 годах, в мае 1711 года под командованием капитана В. Беринга (известного впоследствии полярного мореплавателя) перешла из Азова в Таганрог. В 1716 году шнява была разобрана.

В начале XVIII века из-за обмеления реки Воронеж строительство больших кораблей с верфей Воронежского адмиралтейства было постепенно переведено на новую Тавровскую верфь. Корабельные работы в Рамони прекратились, и район начал развиваться в сельскохозяйственном направлении.

В середине XVIII века к Рамони примыкали с южной стороны два селения: деревня Заболотовка и сельцо Грязное, с севера же — д.Париново. С конца XVIII в. землей в Рамони владели Тулиновы, затем Ольденбургские (усадьба «Рамонь») и Чарыковы (затем Ольденбургские – усадьба «Ольгино»).

Усадьба Чарыковой располагалась в северной части села, на мысообразном холме. Усадьба Тулиновых размещалась южнее, также на вершине холма. Усадьбы разделял большой овраг (глубина его составляет 20 м, а диаметр — более 250 м), по которому проходила дорога от реки.

 Формирование усадебных построек и закладка парков относятся к первой половине XIX в. В конце XVIII — первой четверти XIX века владельцем был капитан в отставке И. И. Тулинов (1754—1827). В 1826 году он завещал имение своему сыну Николаю Ивановичу Тулинову (1810—1852), при котором в 1840 году был основан сахарный завод. После его смерти 4 года судебной тяжбы между наследниками завершились тем, что в 1856 году во владение вступила его младшая сестра Анна Ивановна, в замужестве Шеле.

 В 1855 году в селе насчитывалось 540 жителей обоего пола — государственных и помещичьих крестьян; работали свеклосахарный и стеариновый заводы, последний вскоре прекратил деятельность по причине большой конкуренции со стороны более мощных свечных производств в Воронеже.

 Позднее имение переходило из рук в руки. В 1870-е гг. его купил император Александр II и подарил в 1879 году своей племяннице Евгении Максимилиановне Ольденбургской, куда она и переехала со своим мужем – принцем Александром Ольденбургским.

Уже в 1883 году по проекту архитектора Христофора Нейслера началось возведение замка для супругов. За три года были возведены стены метровой толщины, а к 1887 году была завершена внутренняя отделка.

Дворец был построен в «староанглийском» стиле. Напротив господского дома расположились ворота с башней и вмонтированными в неё часами швейцарской фирмы «Винтер», названный «свитским корпусом», так как там размещалась свита, сопровождавшая знатных особ, посещавших усадьбу.

Ольденбургские разворачивают в Рамони очень активную деятельность: в 1881 они открывают «образцово устроенную школу», больницу, в 1900 – детские ясли. Евгения Максимилиановна построила в селе кондитерскую фабрику, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» (она станет прародительницей Воронежской кондитерской фабрики). Продукция фабрики имела международное признание: завоевывала большое количество наград на различных всемирных выставках.

 Под руководством принца П.А.Ольденбургского в Рамони было создано «опытное поле», на котором с помощью видных специалистов сельского хозяйства ставились эксперименты.

Также в селе появилась водонапорная башня (во дворце был водопровод с горячей и с холодной водой), появились железная дорога. При этом в посёлок постоянно приезжали новые крестьяне. В итоге Рамонь стала расширяться, и из захолустного поселения превратилась в довольно зажиточное.

После бракосочетания принца П.А.Ольденбургского и Великой Княжны Ольги Александровны (сестры Николая II) Ольденбургскими было приобретено бывшее имение Чарыковой. Усадьба получила название «Ольгино». В 1907 г. имение Ольденбургских «Рамонь» вместе с сахарным заводом отошло в Удельное ведомство. Ольденбургским осталось лишь «Ольгино».

После революции здесь по очереди располагались казарма, школа, больница, заводоуправление и т. д.

Стоит сказать, что ещё в 1912 году станция, основанная принцем Ольденбургским, получила статус опытно-селекционной. К этому времени в полной мере была отработана технология отбора наиболее продуктивных сортообразцов сахарной свеклы. Это заложило основы для будущего развития региона.

 В 1920-е гг. на базе опытного поля имения Рамонь была создана опытно-селекционная станция Главсахара . С 1922 года по 1929 год опытно-селекционная станция являлась подразделением кафедры земледелия Воронежского СХИ. В эти годы здесь работал селекционер сахарной свёклы А. Л. Мазлумов.

 В 1948-49 годах, впервые в мире, на опытно-селекционной станции были получены и размножены первые образцы односемянной сахарной свеклы, что позволило совершить переворот в технологии выращивания сахарной свеклы. Теперь при высеве одного семени получали одно растение (ранее из клубочка семян получали 2-3 ростка).

 Осенью 1959 года опытную станцию посетил с рабочим визитом Никита Сергеевич Хрущев. Задачи были поставлены серьезные: стать ведущим селекционным центром по сахарной свекле, собрать в кулак все передовые достижения отечественной селекции, немедленно внедрять в производство передовые высокопродуктивные сорта и гибриды сахарной свеклы. В 1965 году станция получает статус Всесоюзного научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара (ВНИИСС).

В первые годы советской власти развитие села осуществлялось при сахарном заводе. С 1928 г. Рамонь стала центром Березовского района, с 1938 г. - поселком городского типа, с 1965 г. – центром Рамонского района.

Говоря о Рамонском замке, невозможно не упомянуть множество жутких легенд и поверий, связанных с поместьем. Каждый житель селения может поведать хотя бы одну. Например, существует легенда о том, что где-то под замком существует подземный ход, ведущий неизвестно куда. Возможно, такой подземный коридор действительно имел место быть – его строительство могло вестись по древним правилам обустройства настоящих замков. В древности подобные укрепления подвергались осаде, и при помощи подземных ходов жители замка оставляли себе путь для бегства. А возможно, под «коридором» имелись в виду подземные зверинцы – ведь принцесса была известной любительницей животных. Звуки, доносившиеся из клеток, пугали людей. И они появилась ещё одну легенда – о том, что Евгения Максимилиановна якобы пытала в подземельях поместья неугодных ей.

Многие из тех, кто в разные годы принимал участие в реставрации замка, поверили в то, что замок действительно проклят, и утверждают, что это призраки мешают работам. Подобные легенды и рассказы до сих пор привлекают множество туристов в Рамонский замок, очаровывающий всех своей таинственностью и красотой.

Одним из самых знаменитых уроженцев Рамони является Сергей Иванович Мосин, создатель знаменитой трёхлинейной магазинной винтовки образца 1891 года, она же «Мосинка».

Родился Сергей Иванович в 1849 году в семье отставного поручика, выходца из крестьян Ивана Ивановича и крестьянки Феоктисты Васильевны. С золотой медалью окончил Михайловскую Военную Артиллерийскую академию в Москве, где получил чин капитана и назначение в Тулу. Впрочем, причиной путешествия в Тулу стали ещё и дела семейные – в то время сильно сдал его отец, находившийся на службе у местного помещика – Арсеньева.

 В Туле он влюбился в жену хозяина поместья – Варвару Николаевну Арсеньеву. Вспыхнувшие чувства дали начало долгой и страстной истории любви. Сергей Иванович, во что бы то ни стало, хотел воссоединиться со своей возлюбленной. Тем более что она ответила на его чувства взаимностью. Но между ними стоял её муж и российское законодательство. Мосин дважды вызывал соперника на дуэль. За это он дважды был посажен под домашний арест. В конце концов, помещик Арсеньев дал согласие на развод, но взамен потребовал выкуп – 50 тысяч рублей, огромная по тем временам сумма.

 Таких денег у Мосина, разумеется, не было. Он уехал и через восемь лет представил обществу изобретённую им винтовку.

 Оружие произвело фурор. Мосин получает награды, признание, и среди всего прочего оплату за выполнение заказа. «Мосинка» должна была поступить на вооружение в российскую армию.

 С триумфом Сергей Иванович вернуля к любимой женщине – в 1891 году, через 16 лет после первой встречи, их судьбы, наконец, соединились. Варвара Николаевна получила развод и стала женой Мосина. А 21 апреля 1894 года полковник Сергей Иванович Мосин был назначен начальником Сестрорецкого оружейного завода. Вместе с женой и тремя пасынками он прибыл в Сестрорецк, где провёл свои лучшие годы.

Мосину за его заслуги было поставлено несколько памятников – один из них находится в Рамони.

Но самой значимой данью памятью в итоге явилось его детище. «Мосинка» прослужила на вооружении российской армии, а потом и Красной армии до 1977 года и только потом была снята с производства.

Хиты
164060635
30605
Хосты
5649880
1456
Посетители
18605213
7127
307