16+
Авторизация
Логин:
Пароль:

Жизнь

Белоколодезянское сельское поселение Шебекинского района Белгородской области

Белоколодезянское сельское поселение Шебекинского района Белгородской области

Белоколодезянское сельское поселение Шебекинского района Белгородской области

Село Белый Колодезь расположено в 47 км от районного центра – города Шебекино и в 82  километрах от областного центра – города Белгорода.

Село находится на меловых холмах в долине реки Нежеголёк. Местность в окрестностях села холмистая, типичная для лесостепной зоны Среднерусской возвышенности. Поскольку Белый Колодезь располагается по балкам и холмам, улицы его отделены друг от друга. Центр села лежит у основания двух балок, одна из которых тянется на север, а другая на северо-запад, а затем разделяется на два лога - Лесовое и Среднее. Преобладающие древесные породы: позднераспускающийся дуб, лещина, терновник, боярышник, осина. Остальная местность степная, но вследствие сельскохозяйственной деятельности все равнинные участки вокруг села, исключая пойменный луг и балки, распаханы.

К югу от села, под холмом, расположен самый крупный в настоящее время действующий родник – Криница. Раньше здесь было болото из-за обилия мелких родников. В настоящее время после осушения и чистки русел ручьев болото сильно уменьшилось в размерах и луг стал относительно сухим.

В прошлом крупный родник был расположен в центре села, под горой. По рассказам старожилов, он и дал название селу. Сейчас вследствие паводковых наносов родники в центре села исчезли, осталось только несколько мелких родников, но по-прежнему много родников по юго-восточному склону балки, они вместе соединяются в ручей, впадающий в Нежеголек.

Климат умеренно-влажный и умеренно-теплый. Почвы — обыкновенный чернозем. По склонам холмов часто выходят на поверхность мелкие отложения, в которых до сих пор встречаются белемниты - окаменевшие останки моллюсков. В народе их называют "волчьими пальцами".

«Село Белый Колодезь появилось раньше села Артельное. После восстания стрельцов в 1698 году, произошедшего по внушению царевны Софьи, Петр I жестоко расправился с восставшими. Многих казнили, а некоторых сослали на юг страны в нашу местность. Одним из таких поселений и стал Белый Колодезь, получивший название от колодца, который был срублен на роднике под горой в центре села». По легенде, название села придумал Петр I, который проезжал по здешним местам по дороге в Крым и поил тут своих лошадей.

До конца XVII века эта местность не была заселена, так как находилась к югу от Белгородской засечной черты и в опасной близости от Изюмского шляха – основной дороги крымских татар, по которой производились набеги на Московское государство. О том, что здесь проходили крымские татары, свидетельствуют сохранившиеся до наших дней вблизи села курганы, по словам старожилов, турецкие.

Село природным рельефом разделено на улицы, которые, хотя и уменьшились в размерах по сравнению с началом века, но до сих пор носят названия, сложившиеся у жителей много лет назад. Так улица Мира называется Хворостянка, поскольку расположена вдоль поймы речки, заросшей вербой. Молодые побеги вербы – лоза или хворост служили для изготовления плетней, основой для потолков изб и стен сараев, которые потом облепляли глиной и белили. Отсюда и название – Хворостянка.

Комарёвка – часть улицы Кирова, расположена так же вдоль поймы реки, по югу от центра села и вблизи болота, образовавшего на месте выхода на поверхность многочисленных родников. Здесь всегда было обилие комаров – отсюда и название – Комарёвка. Эта улица осталась такой же длины, как раньше, когда болото подступало к самым домам.

Улица Свободы, расположенная по северному логу от центра села, жителями называется Ковалевка – часть улицы Свободы по левому склону лога до оврага. Здесь когда-то жил кузнец – коваль. Через овраг от Ковалевки – Мишуровка. Мишуровка – распространенная в селе, фамилия особенно на этой улице, где всегда жили Мишуровы. По сравнению с началом века, Мишуровка сильно уменьшилось в размерах. В те времена дома на этой улице уходили далеко вглубь лога. По другую сторону лога - в самой лощине, остались несколько домов от бывшей, некогда, довольно заселенной улицы – Понизовка – название говорит само за себя.

И только центральная часть так и называется – Село. В центре села до революции стояла церковь Козьмы и Демьяна. Церковь была построена, очевидно, в начале XVIII века. Хотя точная дата постройки неизвестна, но, по словам старожилов, до того, как быть разобранной в 1926 году, церковь простояла не менее двухсот лет. Церковь Козьмы и Демьяна была деревянной, только фундамент был сложен из крупного кирпича. Центральная улица – Село, до Великой Отечественной войны тянулось по западному логу до самой развилки логов Лесового и Середнего.

Улица Пионерская, хотя и относительно молода, (здесь начали строить дома в 1965 году) тоже получила неофициальное название – Бударка. Дала это название Кондратенко Анастасия Дмитриевна. «Бударка» - искаженное «Бутырка» - московская тюрьма, так своеобразно стали называть улицу, построенную на месте, где раньше люди не селились из-за отсутствия воды и невозможности вырыть колодцы – слишком глубоко залегает водяной пласт. Улица Молодежная, построенная на месте колхозного сада в 1985-89 годах среди местных жителей, чаще всего так и называется – Сад.

Хутора, которые относятся к Белоколодезянскому сельскому совету, появились после Великой Октябрьской Социалистической Революции, когда конфискованную помещичью землю начали раздавать безземельным и малоземельным крестьянам. Хотя в самом Белом Колодце крепостных никогда не было, белоколодезянцы владели очень небольшой долей пахотной земли. В среднем семья владела 2-4 десятинами земли, и лишь несколько семей имели по 20 десятин земли. На западе, между селами Белый Колодезь и Караичное, находились земли помещика Шуржа (или Суржа – Суржанское поле). Сам помещик здесь не жил, а землю сдавал крестьянам в аренду на один год или на несколько лет. После революции земля оказалась у государства, и ее начали раздавать поселенцам из Корочанского района и Великомихайловки. Так возникло несколько хуторов, названных по имени первых переселенцев: Петровка, Ивановка, Александровка, Андреевка. В 30-е годы эти хутора объединились в Колхоз I-ой пятилетки. Отсюда ходовое название всех этих хуторов - Пятилетка.

Хутор Широкий и Балочки образованы в 1925-1929 годах выходцами из села Белый Колодезь, получившими здесь наделы земли. Первым в хуторе Широкий поселился Манин Иван в 1928 году. Хутор Балочки в годы коллективизации организовался в колхоз «Новый Путь». С тех пор официальное название хутора – Новый Путь. Хутор Красный, так же образованный в конце 20-х годов, сохранил свое патриотичное название.

Село Караичное – самое старое в Белоколодезянском сельском округе. Оно основано в 1652 году. Осенью 1652 года воевода Ивашка Милославский в своей челобитной доносил царю Алексею Михайловичу: «…а нонешним летом, государь, татарские конники через перелазы на реке Нежеголь по Кальмиусской и Изюмской сакмам шли далее и разрушения приносили немалые… На их у Караиченского колодца поставил я казацкую сторожу, дабы избежать внезапного вторжения татар и прочих степняков».

Село Караичное взяло название от ильмовых деревьев, росших здесь в прошлом в изобилии и называемых карайцами. К сожалению, эти деревья в нашем крае исчезли, очевидно, вследствие экологических изменений. Караиченский колодезь был нанесен на первую русскую карту – книгу «большому чертежу», изданному в 1627 году. Караичное – казацкое село, так же, как и Белый Колодезь. Здесь издавна жили свободные служилые люди.

В начале XVIII века все бывшие казаки дети боярские в нашем крае становятся однодворцами. Они избежали крепостной зависимости, но должны были за земельные наделы платить налоги, как деньгами, так и натурой: сельхозпродуктами.

О том, что села Белый Колодезь и Караичное заселяли выходцы из Центральной России, свидетельствуют фамилии коренных жителей. Калашниковы – типичная, весьма распространенная русская фамилия, производное слова «калач». Фамилия Некрасов произошла от мужского имени Некрас, которые давали мальчикам наши далекие предки – славяне язычники в надежде обмануть злых духов, чтобы они преждевременно не забрали дитя в загробную жизнь. Фамилия Русиновы произошла также от личного имени Русин. А раньше одно из племен славян носило имя Русинов. К древним фамилиям относятся Оболонины (по-славянски – болото) и Куликовы (кулик – птица, живущая на болоте). По статистическим данным за 1868 год в селе Белый Колодезь насчитывалось семьдесят семь дворов и поживало триста три жителя мужского пола и триста семь жителей женского пола. Имелись церковь и церковноприходская школа. В селе Караичном сто восемнадцать дворов, четыреста двадцать семь жителей мужского пола и четыреста одиннадцать жителей женского пола. Имелись так же церковь и церковноприходская школа. Положение обоих сел отмечалось как село казацкое, расположенное при колодце.

Время основания церквей в селах Караичное и Белый Колодезь, к сожалению, установить не удалось, однако в архивах сохранились метрические и исповедальные книги церкви Михаила Архангела, начиная с 1849 года. А, согласно Курским Епархиальным ведомостям, в 1873 году в Космодемьянской церкви села Белый Колодезь служили настоятель и псаломщик. Архангельская церковь села Караичное имела одного настоятеля, помощника настоятеля и двух псаломщиков. В селе Караичное на - один двор приходилось 8,4 десятины земли, на одну мужскую душу- 2,5 десятины земли. В 1896 году в селе Караичное была открыта земская школа.

По статистическим сведениям, за 1906 год, в начале XX века Белый Колодезь было довольно крупным селом. В селе было несколько ветряных мельниц: 5 мельниц или ветряков располагались на выгоне за кладбищем (на месте нынешней улицы Пионерской), 4 мельницы стояли на месте нынешней молочно- товарной фермы, и еще 4 мельницы – на месте тракторной бригады. Несмотря на это, муку высшего сорта, вальцовку, жители села ездили молоть в село Ютановку близ Волоконовки. В селе был также небольшой кирпичный заводик с производительностью около ста тысяч кирпичей за лето. Глину и песок вымешивали ногами и лошадьми, а обжигали кирпич соломой.

Хлеб возили продавать в Новый Оскол по 1 рублю за пуд. Своей маслобойки в селе не было, масло били в Короче. Из домашних животных держали коров, свиней, овец, лошадей. С овец драли шерсть и валяли валенки, но в большей степени это ремесло было развито в селе Артельное. Овчинные шкуры на шубы возили выделывать в села Халань и Коренек (ныне Алексеевка) Корочанского уезда.

В селе была четырехклассная церковно-приходская школа, две лавки. Одной лавкой владел Иван Белецкий. Он торговал бельем, тканями, платками и тому подобным товаром. Владелец другой лавки, по прозвищу Муся, торговал керосином и дегтем.

Возле церкви в престольный праздник Кузьмы и Демьяна, что приходится на 14 ноября, ежегодно устраивались ярмарки. Привозились и устанавливались и палатки с разным товаром. Часто в село приезжали купцы из Корочи и продавали свой товар возле пожарной каланчи. Особенно часто приезжал корочанский купец по прозвищу «Брёха». Из наиболее зажиточных жителей можно отметить семью Белецких. У Белецких не было пахотной земли – они были мещанами: содержали водяную мельницу, крупорушку, гнули и продавали дуги, владели левадой (низинный луг). Кроме того, как уже упоминалось, Иван Белецкий держал лавку.

Крупными, по меркам села, землевладельцами были братья Калашниковы, имеющие двадцать десятин земли, пятнадцать лошадей и другой домашний скот.

Советская власть была установлена в селе в 1918 году. Инициатором выступил житель села Артельное Костромин Н.П., служивший на флоте, на крейсере «Огонек». Там он вступил в партию большевиков. После объявления Советской власти в селе Артельное, Костромин Н.П. уехал в Новый Оскол, где был назначен командиром революционного отряда. В это время была объявлена обязательная мобилизация лошадей для Красной Армии. Зажиточные крестьяне из окрестных сёл организовали саботаж и в селе Булановка подняли мятеж против Советской власти. В селе прибыла большая толпа крестьян, у которых было оружие. Они окружили здание волости. Осажденные дозвонились в Новый Оскол, и им на помощь прибыл отряд во главе с Костроминым Н.П. Мятеж был ликвидирован 2-3 марта 1919 года. Зачинщики были арестованы.

Через несколько месяцев армия Деникина вошла в наш район. Деникинцы нашли поддержку у зажиточных крестьян Белого Колодца во главе с Белецким. Когда белогвардейцы шли на Белый Колодезь со стороны Артельного, Белецкий и некоторые другие крестьяне вышли встречать их с хлебом-солью. Село переходило из рук в руки. Что не успевала забрать одна сторона, конфисковала другая. Кроме регулярных войск, на охваченной гражданской войной территории вовсю орудовали банды мародеров. Одна из таких банд действовала и в окрестностях Белого Колодца, пока отряд Красной армии не уничтожил её. Один из бандитов был уроженец Белого Колодца, имя его не сохранилось. Он взял в жены одну из дочерей Белецких, отобрал деньги, драгоценности, после чего избил и бросил. Вернувшись домой, несчастная женщина вскоре умерла.

В 1918 году в селе Караичное был сформирован 9-й повстанческий полк Красной Армии, которому суждено было освободить Шебекино и весь Шебекинский район от немецких и гайдамацких захватчиков в августе 1918 года.

После изгнания деникинцев, в нашей местности начали образовываться органы Советской власти. Земля была разделена между крестьянскими семьями. На Суржанских полях появилась хутора Петровка, Ивановка, Александровка, Андреевка, Май. Семьи из Белого Колодца образовали хутор Балочки. В 1928 году Манин Иван с семьей первым поселился в хуторе Широкий. 
Церковь в Белом Колодце закрыли сразу же после революции. В 20-е годы здание церкви разобрали и на её фундаменте построили клуб, который просуществовал до 1960 года.


Официальный сайт сельского поселения: http://belkolodez.ru/


Хиты
164162267
132237
Хосты
5653590
5166
Посетители
18623988
26213
343