Жизнь

Советское сельское поселение Алексеевского муниципального района Белгородской области

Советское сельское поселение Алексеевского муниципального района Белгородской области

Советское сельское поселение Алексеевского муниципального района Белгородской области

До 1958 года село называлось слобода Шелякино, до марта 1918 года входило в состав Бирючинского уезда Воронежской губернии. Оно имело еще одно название - Петропавловка, по названиям церковных приделов в честь апостолов Петра и Павла.
Жители Шелякино приняли активное участие в крестьянском восстании под руководством Кондратия Булавина в 1707 году. Его жестоко подавили правительственные войска во главе с Долгоруким: по реке для устрашения плыли плоты с повешенными на реях. Все подвергали мечу и пожару, превращали в пепел и руины. «Целое десятилетие чернела руинами пойма реки Калитвы, лежали неубранные людские трупы, качались застрявшие плоты с виселицами. С тех пор народ назвал тихую степную речку Черной Калитвой».
После разгрома восстания в 1707-1708 годах село строили заново беглые крестьяне с верховьев Дона и его притоков. Близость Украины способствовала тому, что наряду с русскими в селе много украинских фамилий. Старейшими фамилиями села являются такие, как Пономаренко, Пархоменко, Скляровы, Войцевы и многие другие.
Массовое заселение этих мест относится к первой половине 18 века. Первыми поселились на месте слободы пастухи графа Шереметьева. Молва назвала первых шелякинцев - троих братьев Мокроусовых, которые пригнали сюда стада из северных имений.
К 1800 году слобода Шелякина стала одним из крупных населенных пунктов Алексеевской вотчины: в 1859 году здесь насчитывалось 369 дворов, 1320 мужчин и 1314 женщин.
После отмены крепостного права в 1861 году местные крестьяне оказались обделенными землей. Поэтому родные дома покинули более 1000 местных жителей. Они уходили в поисках лучшей доли на вольные земли. Бирюченский уезд разделили на 23 волости, одна из которых стала Шелякинской.
К началу 20 века в слободе, кроме волостного правления, находилась школа, торговые лавки, богадельня, проводились 4 ярмарки в год. Проживало 2250 человек.

Пещера
На Сухом Яру, в 500 метрах слева от дороги на Новодмитриевку, находится пещера. Ее выкопали более 500 лет назад под руководством верующего человека по прозвищу Кузьменко. По словам старожилов, эта пещера копалась ночами не один год. В пещере проходили молебны, которые проводили монахи. Жители Шелякино посещали эти службы. Служба совершалась тайно. Первое время пещера была открыта - перед иконами горели лампадки, на столе стояла специально изготовленная жертвенница в виде копилки, куда богомольцы складывали свои пожертвования. До революции к этой пещере совершались крестные ходы. Уже в 70 и 90 годы несколько раз жители пытались открыть засыпанный вход в пещеру, но весной грунт снова засыпал вход в неё. Летом 2011 года компания «Эфко» начала работы по благоустройству пещеры и территории вокруг неё, но весной всё повторилось: вход в пещеру снова засыпало грунтом, пещера продолжает хранить свою тайну. 

Установление Советской власти
Советская власть в селе Шелякино установилась в январе 1918 года, а в декабре этого же года белоказаки захватили находившихся в здании волостного Ревкома его членов (Каменского Феоктиста Фёдоровича, Шеломиенко Романа Даниловича, Чигирина Платона Ивановича, Сычёва Пётра Евдокимовича, Зеленского Ивана Михайловича, Снесарева Дениса Семёновича, Сумченко Ивана Денисовича, Меченко Емельяна Ильича). На другой день неподалеку от станции Евстратовка (сейчас Россошь) их расстреляли, но где находятся их могилы так и не установили. Второй состав волревкомовцев сбросили под лёд Чёрной Калитвы хмызовскими кулаками, которые восстали против Советской власти.
(В феврале 1920 года политика продразверстки до предела ожесточила мужиков, заставила взяться за оружие. Хмызовские крестьяне задержали двух продагентов, которые выбирали хлеб на подворьях, четверых красноармейцев, которые их охраняли, а затем в Шелякино связали членов волостного ревкома и военрука. Всех расстреляли и спустили в прорубь. Вооруженное выступление подавили. Некоторые из мятежников скрылись, некоторых застрелили при попытке к бегству, а задержанных наказали, но ни одного не приговорили к расстрелу.)
24 апреля 1920 года зарегистрировали Шелякинскую комсомольскую ячейку. Записались в ряды комсомола 17 человек. Первым секретарем ячейки стал Каменский Петр Феоктистович.

Колхоз
В 1930 году организовали колхоз имени Петровского (его председатель Гетманский Григорий Ильич). Позднее колхоз носил имя Кагановича, «Путь к коммунизму», после укрупнения в 1972 году стал называться им. Ю.А.Гагарина. В настоящее время - ООО АМКК «Советское».
В 50-е годы жители села приняли участие в освоении целинных и залежных земель (Войцев Николай Григорьевич и Скляров Василий Стефанович).

Переименование
В 1958 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 января Шелякино переименовано в Советское, а Ладомировский район- в Советский. Более двух десятилетий село было центром района.

В годы войны
Оккупация села фашистскими частями в июле 1942 года, принесла шелякинцам немало горя и страданий. Шелякино оккупировали немцы, мадьяры и итальянцы. Враги арестовали девушек Пашу Малахову, Веру Чернуху и Аню Костырю и после жестоких пыток расстреляли как пособниц партизан.
Ещё одна трагедия разыгралась в селе январскими днями 1943 года, когда наши войска перешли в наступление. Освобождённое Шелякино неожиданно заняли выходящие из окружения фашисты и учинили зверскую расправу. Они расстреливали женщин, бросали мужчин под гусеницы танков, взрывали погреба, где прятались женщины и дети. Так погибли десятки человек.
За селом у автострады, которая идет на город Алексеевку, с левой стороны на пригорке, возвышается памятник-стела. Он посвящен памяти Марьевских комсомольцев, которые геройски погибли при освобождении села.
В годы Великой Отечественной войны в селе действовал партизанский отряд «Смерть фашизму»! Сначала он состоял из 19 человек, а ко времени освобождения села в нём было уже около 90 человек. Возглавляли отряд секретарь Ладомировского райкома партии Прокопенко П. А. и комиссар Блошенко И. И.. Партизаны помогали советским войскам бороться с фашистскими оккупантами. 
 
Послевоенные годы
Трудная жизнь была в первые послевоенные годы. Засуха, голод, колхозы получали низкие урожаи. От непосильных налогов народ голодал. Многие пухли от голода и умирали. После смерти Сталина сельскохозяйственный налог снизили до 320 рублей, заём стали брать добровольно, сколько сможет хозяин дома. В магазинах появились продукты и товары в достаточном количестве.
Электрический свет появился в нашем селе в 60-е годы. Раньше жилища освещались керосиновыми лампами. В период войны пользовались коптилками, в которые подливали подсолнечное масло или льняное масло, жир.
Сосновую рощу, которая располагается возле фермы, посадили в 70-е годы. Раньше, до революции, там росла красная лоза, которую посадили по приказанию помещика. В то время ее использовали для топлива, и поэтому всю уничтожили.
Кирпичный завод построили в 1957-1959 годах, в настоящее время он не действует.
Асфальтированную дорогу Алексеевка - Россошь проложили в 1977 году. В 80-е годы асфальт появился в селе.
Первую, 80-метровую, телевышку построили в 60-х годах, а вторую – 120- метровую, - в 1979 году.
Газопровод Ставрополь-Москва проложили в шестидесятые годы, но газ в дома жителей провели только в восьмидесятых годах.
В 1972 году в селе Советском для отдыха и соревнований оборудовали стадион. Построили склад минеральных удобрений, овчарню и жилые квартиры. В колхозе было 6 животноводческих и 4 овцеводческих ферм, свиноферма и кроликоферма.
В 1976 году открыли музыкальную школу. Находилась она в здании бывшего КБО (дом Гулого В.), затем в здании Советской средней школы, а теперь находится в здании старой школы, здесь же располагается и детский сад.
Хореографическое отделение открылось в 1981 году. Под руководством Рыбальченко Галины Ивановны дети, занимавшиеся хореографией, неоднократно становились призёрами и дипломантами различных конкурсов.
Шелякино - так называлось наше село до 1958 года, а школа Шелякинской.
Сегодня в Советском действует поликлиника, торговый комплекс, средняя школа, ДК, библиотека, пекарня, почта, филиал Сбербанка России, КБО, кооператив по закупке молока.

История родного края - это основа, на которой осуществляется рост духовной культуры. Знание истории своего края, его культуры - духовно обогащает человека.  

Храм с. Советское.
Первые сведения о Благовещенской церкви в селе Шелякино
Массовое заселение этих мест относится к первой половине XVIII века. Данный факт засвидетельствовали «Воронежские епархиальные ведомости».
Исторические документы свидетельствуют о том, что первоначально село имело два названия: Шелякино и Петропавловка, по церковным пределам в честь апостолов Петра и Павла. 
Первая церковь в слободе Шелякино или (Петропавловке) была деревянная, построена в 1778 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами святых апостолов Петра и Павла. Вероятно, по названию этих приделов слобода и была названа Петропавловкой. К 1815 году церковь настолько обветшала, что нужно было построить новую. И в 1815 году с разрешения Епархиального начальства началась постройка новой церкви – каменной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла.
В 1820 году церковь закончили и главный Благовещенский престол освятили. В 1826 году по просьбе жителей выдали просительную книгу на устройство придела в честь святых апостолов Петра и Павла и на ограду. По этой книге собрали 826 руб.25 коп. Но и эта церковь начала ветшать. Поэтому в 1871 году сделали капитальный ремонт на сумму 3000руб.
Храм имел церковную утварь: три серебряных позлащенных богослужебных сосуда, восемь напрестольных крестов, четыре дарохранительницы, пять Евангелий (из них одно 1796 года), семь кадил (из них три серебряных, четыре медных), пятнадцать риз, двенадцать подризников, девять стихарей, девять напрестольных одежд, три плащаницы.
Документы свидетельствуют, что при церкви было три священника, которые поочередно проводили службы.
Несколько раз в году священники обходили хаты, освящали дома и подворья, давали советы страждущим и учили молитвам.
Доходы церкви были велики. Кроме дворовых обходов, они брали треть доли из церкви от посещения. Платными были молебны, похороны, венчание и другие церковные обряды и таинства. Община села выделила церкви по несколько десятин лучшей земли в сторону вышки, в ста метрах за Калиновым Яром. Эти земли назывались в народе «поповские".

Приход храма
К 1840 г. к приходу Благовещенской церкви относились Лесиково - 34 двора, Шапорево - 39 дворов, Ново-Дмитриевка - 30 дворов, Копанец - 105 дворов, Грузской - 49 дворов, Даниловка- 34 двора, Берестово - 28 дворов, Лимарев - 62 двора, Апанасов - 32 двора , Лещаный - 25 дворов, Марьевка -43 двора, Колесников - 36 дворов, Московский - 27 дворов, Харьковское - 58 дворов, Кривая Береза - 57 дворов, Северинов - 13 дворов, Бабичев - 104 двора, Луценково - 36 дворов, Бахарев - 36 дворов, Хмызовка - 75 дворов.

Разрушение церкви
С приходом к власти большевиков все исторические ценности, в том числе православные, подверглись гонениям, отрицанию и разрушению. В мае 1935 года атеисты закрыли Благовещенскую церковь, а вместе с ней и колокольню. В 50-х годах разрушили церковь. Уцелевшие стены церкви послужили основой для постройки Дома культуры, который функционирует и в настоящее время.
В 60-е годы на возвышенной окраине села открыли молельный дом, куда верующие перенесли уцелевшую церковную утварь. В конце 70-х годов и эту обитель для верующих уничтожили.
Такое отношение к нашим духовным началам и нравственным ценностям привело к опустошению человеческих душ, к отходу от Божьих заповедей, падению нравов, росту преступности, разрушению семей, к разрыву связи между поколениями. 
 
Настоящее храма
Краткая история открытия храма
После разрушения храма жители постоянно стремились к его восстановлению, появились инициаторы создания церковной двадцатки, которую возглавили Нечипуренко Василий Яковлевич и, теперь уже покойный, Назаренко Захар Дмитриевич. К сожалению, местные власти в тот период с пренебрежением отнеслись к просьбе верующих о постройке хотя бы небольшого дома для проведения богослужений, но церковную двадцатку зарегистрировали и на несуществующий церковный приход стали приходить православные журналы.
В 2005 году группа интеллигенции, во главе с учителем физики Тищенко Владимиром Николаевичем, решила взять в свои руки дело восстановления или постройки храма. На это общее дело откликнулись почти все жители села. Провели сход граждан , который возглавил настоятель Покровского храма села Гарбузово протоиерей Владимир Анисимов. Издали церковную двадцатку, которая согласовывала свои действия с Председателем приходского Совета. Им стал батюшка Владимир.
После нескольких встреч с Архиепископом Белгородским и Старооскольским Владыкой Иоанном получили благословение на оборудование под храм здания бывшей мельницы.
Организовали субботники по расчистке территории, освободили от оборудования здание мельницы, провели ремонт здания. Почти каждый житель села внёс свой вклад в ремонт и оборудование здания под церковь.
Дмитровский храм города Алексеевки передал в церковь свой иконостас и паникадило, несколько икон; храм Александра Невского подарил из своих запасов иконы, из Верхнесосненской церкви батюшка Игорь подарил хоругви, напольные покрытия в алтарь. Прихожане Дмитровского храма собрали для храма денежные средства.
Жители села приносили всё, что могло пригодиться для организации первых богослужений, на храм пожертвовали более 260 тысяч рублей.
Всё время, пока здание только переоборудовалось под храм, в большие праздники в этом же холодном помещении батюшка Владимир служил молебны, и сюда тянулись люди, старые и малые, забывшие или вообще не знающие, что такое молебен и церковное богослужение. В проведении служб батюшке помогал сын Иоанн, семинарист. Поэтому неудивительно, что после завершения ремонта Владыке Иоанну направили письмо, в котором селяне просили назначить настоятелем храма батюшку Иоанна.
Так случилось, что своё первое богослужение батюшка Иоанн провёл в Пасхальную ночь 2008 года. К этому времени учитель музыки Ворона Юлия Анатольевна организовала и подготовила церковный хор и было общее ликование и двойная радость Воскресения Господня и обретения нашего храма.

История храма продолжается
В октябре 2010 года на встрече с главой администрации города Алексеевки и Алексеевского района Сулимом Ф.Е. приняли решение о восстановлении разрушенного в годы атеизма Благовещенского храма. Работы ещё не начались, но приготовления к ним ведутся, а пока все с радостью ходят на богослужения в храм - остров нашего спасения, который притягивает нас не только красотой и строгостью богослужений и церковных таинств, но и душевным теплом батюшки.
Валаамский старец схиигумен Иоанн говорил: «Условия, которыми окружил нас Господь, - это первая ступень в Царство Небесное — это единственный для нас путь спасения. Эти условия переменятся тотчас же, как мы их используем, обративши горечь обид, оскорблений, болезней, трудов — в золото терпения, безгневия, кротости». История храма, возведённого предками, разрушенного и вновь обретённого, подтверждает эту мысль. Жители села поняли, что поздно искать виноватых, а всем миром взялись за дело и Господь не оставил их Своей милостью.
Конечно, годы уйдут на покаяние, на залечивание нанесённых жестоким веком душевных ран, на исправление искривившихся под влиянием лжи и неправды душ. Но эта, уставшая от кривды и припадающая к стопам Спасителя Русь, вспоминает Его заветы и стремится жить по ним. Слава Богу за Всё!
05 июня 2012 года реконструировали и открыли Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Советское.


23739444c212f6165e3f103e873706e1.jpg 36c565d19fe0031de62ffcacab0760bb.jpg fc2d71c538c6de3c0d23b1dc615e2cf5.jpg



Презентационные фильмы ТВИМ
Ответственность за невыполнение государственного задания

Сентябрь 2017г

Архив »

Хиты
139113576
170647
Хосты
3457908
6390
Посетители
6942440
10899
42