16+
Авторизация
Логин:
Пароль:

Бизнес

О развитии малого и среднего бизнеса в 2020 году

О развитии малого и среднего бизнеса в 2020 году

О развитии малого и среднего бизнеса в 2020 году

Последние несколько месяцев оказались непростыми для предприятий малого и среднего бизнеса. Это было связано с пандемией, внутренними и внешними ограничениями и с шатким положением рубля на мировом рынке. Государство, региональные и муниципальные власти заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, ведь рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает новое качество трудовых ресурсов, улучшение показателей занятости, устойчивые поступления в бюджеты всех уровней, рост доходов домохозяйств и качества жизни населения, инвестиционную привлекательность региона для нового бизнеса. Учитывая сложившуюся ситуацию, государством на федеральном и региональном уровнях была сформирована помощь предпринимательству по трём направлениям: финансовая, имущественная и нефинансовая (информационно-консультационная).


Финансовая помощь заключается в налоговых льготах; безвозмездных субсидиях на возмещение затрат по лизингу, процентов по займам, кредитам и проектов по софинансированию; административных льготах (к ним относятся специальная квота в госзакупках, упрощённый бухучёт и надзорные каникулы); содействие развитию кредитования и субсидии для бизнеса на компенсацию уже произведённых затрат.


Имущественная помощь позволит создавать бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства и предоставлять государственное и муниципальное недвижимое имущество в аренду или собственность на льготных условиях.


Нефинансовая (информационно-консультационная) помощь ведется по двум направлениям: создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства и создание информационной среды развития предпринимательства. Эти меры смогли упростить ведение отчётностей для предпринимателей или освободить от некоторых её видов. Также в рамках создания инфраструктуры консалтинга государство стало развивать сеть специализированных организаций, которые оказывают консультационную помощь малому и среднему бизнесу.


Поддержка государством среднего и малого бизнеса важна, ведь в России его роль ещё недостаточно высока по сравнению с другими странами. По оценкам экспертов, доля МСП в отечественной экономике составляет примерно 20% от ВВП, а ведь в развитых европейских странах эта цифра превышает 50%. Поэтому так важно поддерживать развитие этого сектора бизнеса в России.


В разных регионах уровень развития малого и среднего бизнеса различается. На это влияет целый ряд факторов: развитие инфраструктуры, тарифы на энергоресурсы, доступность заёмных средств, платёжеспособный спрос на товары и услуги, природно-климатические факторы и особенности правового регулирования в регионе. Лидерами по уровню развития МСП являются Хабаровский край и Калининградская область. В этих регионах на долю работников малого и среднего бизнеса приходится около 23,8% рабочей силы региона. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской и Нижегородской области значение этого показателя превышает 20%. Следует отметить, что уровень экономического развития в регионах-лидерах существенно различается. В тех, что экономически более благополучны, высокая доля населения, занятого в малом и среднем бизнесе это результат деятельности крупных экономических субъектов. В менее благополучных регионах часть населения, которая не смогла найти достойную работу на крупных предприятиях, получает заработок в сфере предпринимательства.


Что касается оборота предприятий МСП, то здесь лидером является Москва – там показатель приближается почти к пятнадцати триллионам рублей в год. Далее следуют Санкт-Петербург, Новосибирская и Московская область, где по итогам этого года оборот превысил пять триллионов рублей. Интересной особенностью является низкая взаимосвязь между оборотом в большинстве регионов и долей занятых работников. Это объясняется различием в структуре МСП в разных регионах, что ведёт к разной суммарной производительности труда. Коэффициент корреляции между показателями для всех регионов равен 0,36.


За исключением экстренных расходов, связанных с пандемией, в каждом регионе предусмотрен плановый бюджет для поддержки компаний. В лидерах в текущем году оказалась Чукотка – около 63 тысяч рублей в год. На втором месте Ненецкий автономный округ – 58 тысяч рублей, а на третьем месте Республика Алтай – почти 38 тысяч рублей. Далее в первую десятку наиболее щедрых по отношению к малому и среднему бизнесу регионов вошли Республика Карелия и Камчатский край (около 24 тысяч рублей), Сахалинская область (21 тысяча рублей), Курганская область (18, 8 тысячи), Адыгея (17, 8 тысячи), Псковская область (17, 5 тысячи) и Еврейская автономия (15, 9 тысячи). Северные и дальневосточные регионы лидируют в этом рейтинге неслучайно: основная часть доходов здесь идёт от добычи полезных ископаемых, в бюджете достаточно средств, а предпринимателей не так много.


Среди регионов, которые выделяют не такое значительное количество средств для сферы малого и среднего бизнеса, первое место занимает Санкт-Петербург (1189 рублей каждому предпринимателю ежегодно). Затем следуют Марий Эл (1210 рублей) и Краснодарский край (1358 рублей). В Свердловской, Челябинской, Белгородской, Липецкой и Тамбовской области размер субсидий составляет от 1500 до 1800 рублей в год. Стоит учитывать, что бюджетные средства по госпрограмме уходят и на информационную поддержку, и на рекламу и популяризацию предпринимательства как такового.


Нельзя отрицать, что в настоящее время малому и среднему бизнесу приходится непросто. С начала 2019 года в России закрылось более 700 тысяч компаний, и эта цифра будет увеличиваться. Но, по мнению аналитика Петра Пушкарёва, этих цифр бояться не стоит: «Дела у малого бизнеса на самом деле не так и плохи, так как фактически отмирают по большей части предприятия, которые давно и не ведут активной деятельности, и фирмы-однодневки. А регистрируются в наши дни и остаются чаще все же те, кто верит в близкое достижение рентабельности и в свою звезду». Сейчас большинство фирм уже открыты и могут продолжить свою деятельность, навёрстывая упущенное за время карантина своими силами и при поддержке государства. Стоит надеяться, что малый и средний бизнес со временем сможет занять более обширную нишу и повысить свою долю в экономике. Для этого у него есть все перспективы.



Шитикова Александра, факультет журналистики ВГУ

По материалам rg.ru, ria.ru


Хиты
233189645
114333
Хосты
9133000
8977
Посетители
36042780
34820
439