16+
Авторизация
Логин:
Пароль:

Новости

Самарская область: Общественный контроль: на новом уровне, на планомерной основе

Самарская область: Общественный контроль: на новом уровне, на планомерной основе

03.03.2015 11:34

Самарская область: Общественный контроль: на новом уровне, на планомерной основе

26 февраля 2015 г. состоялось расширенное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами.

Участие в заседании приняли члены Общественного совета при министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области и общественных советов при органах местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, руководители учреждений социального обслуживания, представители органов региональной исполнительной власти.

Социальным обслуживанием в РФ ежегодно охватывается более 34 млн. человек. Однако модель организации соцобслуживания, базирующаяся на положениях законов, принятых еще в середине 90-х годов прошлого века, не позволяла в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», по сути, началось реформирование всей системы социального обслуживания в России.

В своем Послании Федеральному Собранию от 04.12.2015 г. Президент РФ Владимир Путин особо отметил: «Мы должны исключить дискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, убрать для него все барьеры. Подчеркну, не только законодательные, которые в основном сняты, но и те, что еще сохраняются, имею в виду организационные, административные. Нужно обеспечить равный доступ негосударственного сектора к финансовым ресурсам».

Насколько готова социальная сфера региона к функционированию в новых условиях? Что было сделано за год, прошедший с момента принятия Федерального закона до вступления его в силу? – основные вопросы, которые общественники адресовали в ходе состоявшегося заседания представителям профильного областного министерства.
  
«В соответствии с принятой «дорожной картой»,  к 2018 году должен быть достигнут показатель 10%-ного участия негосударственного сектора в оказании социальных услуг. На сегодня этот показатель составляет только 3,6%», – отметила главный консультант управления организации социального обслуживания департамента социальной защиты населения министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Татьяна Филаретова.

Определенный положительный опыт работы министерства с некоммерческими организациями в части участия последних в оказании социальных услуг в области уже есть. Так, на протяжении многих лет развивается сотрудничество с Самарским региональным отделением Российского Красного Креста, которое оказывает социально-медицинские услуги на дому и др. С 2012 года в рамках реализации областной целевой программы обеспечения доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено оказание услуг по социально-реабилитационному сопровождению инвалидов по зрению: по итогам размещения государственного заказа оказание этих услуг осуществлялось при непосредственном участии профильных общественных организаций.

«В течение 2014 года в области принято 27 подзаконных нормативных актов, некоторые из которых направлены непосредственно на поддержку негосударственного сектора, – подчеркнула Татьяна Филаретова. – В частности Постановлением Правительства Самарской области от 28.08.2014 г. № 524 утверждена  номенклатура организаций социального обслуживания в Самарской области. Утвержден порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг. Все организации, желающие поучаствовать в оказании социальных услуг населению, могут ежегодно до 15 апреля подавать заявки в министерство для включения их в реестр». Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2014 № 816 принят порядок предоставления субсидий (выплаты компенсаций) в целях возмещения затрат поставщикам социальных услуг, включенным в областной реестр поставщиков социальных услуг и не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).

На основании данных социологических исследований, а также изучения предложений на рынке социальных услуг на различных ресурсах в сети Интернет, был проведен анализ работы негосударственного сектора в сфере социальной защиты населения. О некоторых результатах анализа рассказала руководитель управления стратегии развития социальной защиты населения департамента стратегии социально-демографического развития министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Целина. Так, анализ показал, что существует определенная разница в спектре услуг, которые готовы предложить коммерческий и некоммерческий секторы: если первый берет на себя достаточно сложные, дорогостоящие услуги, то предложения НКО в основном сосредоточены в рамках социально-культурных, социально-психологических, социально-правовых услуг. В целом, количество предложений негосударственного сектора в социальной сфере постепенно растет. В то же время исследования показывают, что негосударственные поставщики социальных услуг предпочитают работать в крупных городах и крайне неохотно идут в сельские районы.

По мнению руководителя департамента развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Ирины Титовой, некоммерческий сектор уже готов оказывать определенную часть социальных услуг, бизнес может занять, в первую очередь, нишу услуг по обслуживанию на дому; однако, бизнес такой направленности работает на грани рентабельности, а часто и в минус и потому нуждается в поддержке. Кроме того, практика показывает, что предпринимателям, желающим работать в сфере оказания социальных услуг, приходится сталкиваться с различными барьерами: например, простое измерение температуры тела проживающим в доме престарелых может потребовать включения в штат медицинского работника, а, следовательно, получение лицензии на медицинскую деятельность. Еще одним препятствием для бизнеса может стать отсутствие всей необходимой информации, – считает Ирина Титова, поэтому для достижения поставленных целей министерству, созданным в муниципальных образованиях территориальным комиссиям необходимо вести информационную работу: прежде всего, сформировать и представить предпринимательскому сообществу четкий перечень социальных услуг, в предоставлении которых могут поучаствовать предприниматели.

По итогам заседания члены комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами рекомендовали министерству социально-демографической и семейной политики организовать информационную поддержку негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере социального обслуживания, провести круглый стол по проблемам расширения негосударственного рынка социальных услуг, содействовать некоммерческим организациям в их участии в региональных и федеральных конкурсах социальных проектов.

Комиссия, со своей стороны, намерена провести  мониторинг реализации в регионе Федерального закона об основах социального обслуживания граждан. К работе по проведению мониторинга будут привлечены все заинтересованные структуры, в том числе, общественные советы, созданные при органах местного самоуправления в муниципальных образованиях области.

К слову, как отметила председатель комиссии Галина Гусарова, Общественный совет (ранее – общественный совет по вопросам демографического развития и социальной защиты населения) при министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области на сегодняшний день признан самым активным и эффективно работающим общественным советом при органах региональной исполнительной власти. В частности, Советом проводится большая работа по внедрению системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Председатель Совета Лидия Катина подчеркнула, что с учетом новых функций, в рамках проведения независимой оценки качества состав Совета был изменен: из него были выведены государственные служащие; персональный состав Общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций, профессиональных сообществ, общественных экспертов.

На последний момент Галина Гусарова  обратила особое внимание представителей муниципальных образований: дело в том, что на данный момент абсолютное большинство местных общественных советов возглавляются главами муниципальных образований. Иными словами, инструмент общественного контроля превращается в контроль муниципальных чиновников за самими собой. Ценность такого «контроля», по мнению членов профильной комиссии региональной Общественной палаты, весьма сомнительна. Между тем, комиссия планирует развивать и укреплять сотрудничество с муниципальными общественными советами. С этой целью на базе комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами будет создан координационный комитет общественных советов Самарской области. В планах комиссии проведение серии обучающих семинаров для председателей и активистов советов, а также подготовка рейтинга активности общественных советов, созданных при органах местного самоуправления. 



Источник: Официальный сайт Правительства Самарской области

3 марта 2015 г.


Хиты
173541552
218108
Хосты
6118792
14357
Посетители
20717980
64759
319