16+
Авторизация
Логин:
Пароль:

Новости

Самарская область: Механизмы защиты несовершенны, но они есть

Самарская область: Механизмы защиты несовершенны, но они есть

22.06.2015 14:24

Самарская область: Механизмы защиты несовершенны, но они есть

18 июня 2015 г. основной темой заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ стало грядущее изменение тарифов на коммунальные ресурсы.

Приказами Федеральной службы по тарифам установлены предельные индексы максимально возможного изменения действующих тарифов на 2015 год. Плановое изменение тарифов за коммунальные услуги ожидается с 1 июля.

«При ценовом регулировании организаций водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и водоотведения на 2015 год все тарифные решения принимались министерством в рамках предельных индексов, установленных ФСТ России, – подчеркнула руководитель департамента регулирования тарифов министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Алена Гаршина. – При этом практически все решения, принятые министерством ниже предельных уровней, установленных Федеральной службы по тарифам».

Пожалуй, главный вопрос, который интересует общественность в связи с постоянным ростом тарифов на услуги ЖКХ: чем вообще вызван этот рост?

«Основной причиной роста тарифов является повышение цен на энергоресурсы, величина которых формируется на федеральном уровне», – пояснила Алена Гаршина, подчеркнув: «Установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня приводит к недофинансированию работ по реконструкции, модернизации и ремонту инженерных сетей и оборудования, и как следствие к повышению износа коммунальной инфраструктуры. Без расходов на вышеуказанные мероприятия невозможно обеспечить надежное и качественное предоставление коммунальных услуг».

Кроме удорожания топливно-энергетических ресурсов, есть еще один важный фактор, который учитывается при расчете тарифов, – снижение так называемого «полезного отпуска»: в последние годы наблюдается значительное снижение потребления коммунальных ресурсов, причина чему – остановка крупных производств, а также массовая установка приборов учета. Снижение полезного отпуска учитывается в тарифе, ведь протяженность сетей, которые должны содержать ресурсоснабжающие организации, меньше не становится.

«Понятно, что инвестиционная составляющая входит в тариф, но выполняются ли инвестиционные программы и учитывается ли степень их выполнения при регулировании тарифов на следующий период?» – поинтересовались члены комиссии. Алена Гаршина уверила: если заложенные в тариф мероприятия инвестиционных программ не будут выполнены, то это непременно будет учтено на следующий период: тариф не вырастет или даже может снизиться. К слову, сегодня в тарифе, например,  на тепло, воду, инвестиции составляют примерно 7-10%.

Очень важным показателем, который касается каждого жителя губернии, является ограничение по предельному росту совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги. Индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Самарской области, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2014 № 2222-р: в соответствии с этим документом, размер общей суммы в платежках жителей региона не должен вырасти с 1 июля 2015 года больше, чем на 9,3 %.

Впрочем, есть одно «но»: речь  идет о расчете платы исходя из тарифов, установленных областным министерством энергетики и ЖКХ. Однако в ряде муниципальных образований губернии существует практика так называемых «муниципальных ограничений», когда тарифы удерживаются на более низком уровне за счет мер социальной поддержки на уровне муниципалитета. Если же муниципалитет пересматривает размер социальной поддержки в сторону уменьшения, рост совокупного размера платы за коммунальные услуги жителей данного муниципального образования может быть и выше. Но даже с учетом этого фактора рост не должен превысить 11,8%.

Что делать, если возникли сомнения в правильности начисления платежа за ЖКХ? В первую очередь, обратиться в свою управляющую организацию, которая обязана ответить в кратчайший срок. Если ответ не получен или не удовлетворил гражданина, тогда имеет смысл обращаться в министерство энергетики и ЖКХ Самарской области, в полномочия которого входит проверка правильности применения тарифов, а также правильности применения нормативом. В иных случаях  – если возникают вопросы по «объемным показателям», – обращаться нужно в Государственную жилищную инспекцию Самарской области.

«Ни одна управляющая организация не в праве изменить тарифы. Но, к сожалению, применение неправильных систем расчетов – достаточно распространенная практика. Такая ситуация, например, сложилась с платой за так называемые общедомовые нужды в многоквартирных домах, ранее имевших непосредственный способ управления. Несмотря на то, что с 1 мая непосредственный способ управления в домах, где более 16 квартир, запрещен, и все обслуживающие организации «переквалифицировались» в управляющие, плата за ОДН продолжает начисляться по-прежнему в полном объеме, – привел пример председатель профильной комиссии Общественной палаты Виктор Часовских. – В нормативных документах четко прописано, что объем коммунальной услуги, потребленной на общедомовые нужды, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления: разницу должна оплачивать  управляющая компания за счет собственных средств. При непосредственном способе управления бремя ложилось на плечи жителей. Способ управления сменился, а изменить систему расчета нередко «забывают».

Еще один излюбленный «прием» управляющих компаний: начисление платы за общедомовые нужды с учетом площадей всех чердаков и подвалов в доме. Между тем, в соответствии с нормативными правовыми актами, площадь чердаков и подвалок не должна учитываться при расчете ОДН по воде, а сложившаяся судебная практика по аналогии распространяет это же правило и на ОДН по электроэнергии. Действительно логично: как может потребляться электроэнергия в неосвещаемом подвале?

Однако, как рассказал главный специалист управления надзора за созданием и деятельностью организаций в сфере ЖКХ Государственной жилищной инспекции Самарской области Артур Дикарев, ряд управляющих компаний, особенно в Тольятти,  продолжают рассчитывать плату за ОДН с учетом площади чердаков и подвалов, несмотря на то, что Госжилинспекция неоднократно выдавала по этому поводу предписания, и суд также встал на сторону ГЖИ.

Невыполнение управляющими компаниями предписаний Государственной жилищной инспекции – отдельная тема. «Самое интересное, что по закону у управляющей компании есть три месяца на устранение нарушения либо обжалование предписания ГЖИ, и все это время жители продолжают получать платежки с завышенными цифрами. Видимо, стоит выходить с законодательными предложениями по сокращению этих сроков», – отметил Виктор Часовских.

В Прокуратуру также поступает огромное количество жалоб, касающихся неправомерного начисления платы за коммунальные услуги. Органы Прокуратуры работают совместно с ГЖИ, применяют и свои методы прокурорского реагирования. «Благодаря активным действиям прокуроров, по итогам 2014 года было возвращено гражданам неправомерно начисленных денежных средств в сумме более 10 млн. рублей», – подчеркнул  прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Самарской области Максим Чепухов.

Однако даже на основании судебного решения об удовлетворении иска Прокуратуры в защиту неограниченного круга лиц, не всегда конкретный гражданин может легко добиться возврата своих денег: если УК не согласна добровольно сделать перерасчет, остается только один путь – опять же судебный. Но как много людей действительно решатся пойти этим путем? Ответ очевиден: немного. И именно этим пользуются управляющее компании. Пользуются безнаказанностью.

По мнению общественников, разорвать замкнутый круг может только более внятное законодательство, которое не терпит никаких других толкований. «Если же управляющие компании будут по-прежнему нарушать закон и не выполнять предписания контролирующих органов, уходить от ответственности, весь процесс лицензирования абсолютно ни к чему не приведет, – уверен Виктор Часовских. – В любом случае, люди должны понимать, что определенные механизмы защиты своих интересов есть и сегодня. И этими механизмами нужно пользоваться».

Что еще важно знать жителям области: изменение тарифов влечет за собой пересмотр размеров всех мер социальной поддержки. «В случае если доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг превышает региональный стандарт максимально допустимой доли таких расходов в совокупном доходе семьи, необходимо обратиться за получением субсидий», – напомнила Алена Гаршина.


Источник: официальный сайт правительства Самарской области


Хиты
173932055
308273
Хосты
6130030
8876
Посетители
20780160
48482
237