Народный театр — это самовыражение во всём.
Острогожский народный театр появился более 60 лет назад. Весной 1959 года режиссёр Николай Слабодчиков и художник Георгий Чернов задумали поставить свой спектакль по пьесе Афанасия Салынского «Барабанщина». Именно он стал премьерой в истории театра. В этом же году было отработано ещё два спектакля — «Клин клином» и «Блудный сын», а сам театр получил звание «народный» одним из первых в Воронежской области.
Народный театр представляет собой интересное явление для поклонников культуры, поскольку его основывают не столько из профессиональных соображений, сколько из энтузиазма артистов-любителей и их желания испытать себя. Лидия Никитина, режиссёр Острогожского народного театра, удостоенного множества творческих наград и дипломов, рассказала Порталу муниципальных образований о талантливых актёрах, театральных экспериментах и диалоге с аудиторией.
Лидия Никитина начала руководить Острогожским театром в 2004 году, уже имея на руках диплом о высшем профессиональном образовании. Она окончила Ленинградский институт культуры, отучившись на режиссёрском отделении. Первым спектаклем Лидии Григорьевны, состоявшимся в народном театре, была "Сплошная путаница", поставленная для совсем юных зрителей.
— Театр меняется всегда в зависимости от времени, режиссеров и их мировоззрения, — рассказывает Лидия Никитина.
— Наш тоже не стал исключением. За эти годы он изменился в своей наполненности, эмоциях и, конечно, в материале. Современность требует перемен, но вот принципы театра, в целом, не меняются, — однако появляются другие взгляды, другой репертуар. Сейчас всё более свободно, все ищут свои решения, отличающиеся от других.
За прошедшие годы несколько раз менялся актёрский состав: многие молодые артисты уезжали поступать, работать, устраивать свою жизнь, строить семейные отношения. Режиссёр подмечает, что такие перемены неизбежны. Вместе с тем она рассказывает о качествах, которые прежде всего ценит в своих актёрах: это умение быть гибким, любопытным, ни на кого не похожим, верить в себя и искусство. Особое внимание она акцентирует на способности артиста быть самим собой.
— Режиссёр же театра должен быть уверен во всём, образован, современен. Он должен уметь разглядеть в человеке актёрский талант и помочь ему поверить в себя, — уверяет Лидия Никитина.
В своих постановках Острогожский народный театр придерживается классики, однако не упускает возможности познакомиться с творчеством современников: Лидия Григорьевна предлагает актёрам декламацию стихов русских и зарубежных поэтов, сценическое чтение книг и монологов. Отдельным условием для театра, стремящегося оставаться для зрителя интересным, она называет эксперименты и новые решения. Режиссёр и актёры зависят от зрителей всегда, но в то же время они должны быть на несколько шагов впереди них, должны находить новые способы самовыражения. В народном театре, который составляют самодеятельные актёры, без экспромтов не обойтись.
— Однажды мы ставили спектакль «Эскизы», — вспоминает Лидия Григорьевна один из ярких случаев. — Он состоял из семи частей, и один наш актёр, который выступал в шестой части по рассказу Шукшина «Степкина любовь», не успевал к началу. Нам ничего не оставалось, кроме как сразу ввести другого актёра, поразившего нас в игре своей правдой и искренностью. Отдельное спасибо нашему художнику Денису Борзенко, который сумел выйти из ситуации достойно.
Но эксперименты в театре — это не только новая интерпретация известных произведений или поиск решений в непредвиденной ситуации. К ним относятся и оригинальные авторские постановки, создающиеся режиссёром и труппой. Одним из индивидуальных спектаклей Острогоржского театра был «Малышкин театр», подготовленный для детей. В течение всего представления юных зрителей развлекал сказочный герой, заодно рассказывающий им о самом театре и правилах поведения в нём. Проект стал дипломантом I степени Всероссийского заочного фестиваля-конкурса искусств «Возрождение» и получил почётную грамоту в номинации «Театр и художественное слово».
Другими уникальными представлениями стали «Испанская поэзия» и сценическое чтение книг.
Лидия Никитина рассказала Порталу о том, что самым сложным для неё стал первый в жизни спектакль, который она ставила задолго до руководства в народном театре, во время защиты дипломной работы.
— Это был дипломный спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры», — говорит режиссёр. — Опыта на тот момент не было, но от меня требовалось выстроить концепцию всего спектакля, сделать макет декораций, увлечь актёров своим замыслом, чтобы они поверили мне и поняли задачу. И всё в первый раз…
Для Лидии Никитиной Острогоржский театр занимает важное место в жизни. Каждого своего актёра она уважает и ценит.
— Мы — народный театр, — заявляет Лидия Никитина. — И уникальность такого театра уже в том, что он состоит из людей разных профессий, спешащих на репетиции даже в ущерб чему-то личному, просто так, бесплатно. Это дорогого стоит. Я преклоняюсь перед каждым актёром моего театра и люблю его!
Валерия Трофимова, факультет журналистики ВГУ
Фото: Ирина Шлыкова, Лидия Никитина