С музыкальным музеем ассоциируется неприкосновенность и молчаливость инструментов. Но не в данном случае. В «Музее забытой музыки» посетителям разрешается не только смотреть, трогать и слушать, но и попробовать сыграть самим. Воронежский хранитель народных музыкальных инструментов – Сергей Плотников. О том, как хобби стало не просто работой, а делом всей жизни, читайте в нашем материале.
Как все начиналось?
На новый год жена подарила Сергею книжку В. Бычкова «Народные музыкальные инструменты» 2000 года выпуска.
Там были не только рисунки и история, но и чертежи, которые привлекли Плотникова. Жена решила, что по чертежам можно сделать дудочку и трещетки, которые украсят музыкальную жизнь детского лагеря "Древние славяне". Но взгляд мастера упал на волынку. Волынка – народный духовой музыкальный инструмент из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь, через который вдувается воздух и получается мелодия.
«Народ жаждет знаний»
В 2003 году Сергей начал делать музыкальные инструменты. На фестивале «Рамонский родник», на столе лежали 7 инструментов: арфа, гусли, колёсная лира, волынка, гудочек и тд. Семья Плотников и подумать не могла, что люди с огромным интересом будут целый день слушать о старинных музыкальных инструментах. Поэтому, жена Сергея сказала, что нужно делать музей, так как народ жаждет знаний.
В 2007 году был создан музей. Два года он был в ДК железнодорожников и уже 11 лет в Городском дворце культуры, по адресу ул. 9 января 108. Официально музеем Сергей занимается один, но ему помогает жена и вдохновлённые экскурсанты.
«Основнаяя задача музея – знакомство людей с огромным русским инструментарием. В 19 веке гармошка вытеснила все инструменты из обихода. Некоторые вспоминают пастухов, играющих на жилейке или на рожке. Или то, как после войны на колёсной лире пели духовные стихи. Некоторые после знакомства с музеем, становятся мастерами по изготовлению инструментов. Например, Андрей Стрельников изначально пришёл познакомиться с музеем, вдохновился и стал мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Сейчас он делает прекрасные клееные балалайки», - утверждает Сергей.
На чём играли наши предки?
В основном в экспозиции представлены инструменты сделанные Сергеем, но есть и подаренные. Балалайки, домры и гармошки люди дарят. В музее есть очень интересный инструмент – цимбало, подаренный в 1958 году воронежским мастером. Цимбало похож на гусли, но струны сдвоенны, строены и играют на нем палочками.
Народные музыкальные инструменты всегда делались из того, что есть под рукой. В Воронеже нет особого разнообразия, поэтому ёлка и сосна - это основа наших деревянных инструментов. Сейчас часто используются пластиковые трубы. Например, если калюк сделать из травы, но он не будет долго держатся. А вот если он будет из пластиковой трубы, то долговечность гарантирована.
Самый необычный по мнению людей инструменты – это колёсная лира и шарманка. Шарманку знают все, но никто ее не видел и не слышал. Особенную редкость представляет шарманка, сделанная в России. В воронежском музее такая есть. Она была сделана Игорем Пашковым, липецким мастером, примерно, 10 лет назад. 4 года назад он умер, а шарманку перед смертью подарил музею. Поэтому гости музея могут увидеть и услышать шарманку в живом исполнении.
Сергей может научить играть любого человека на инструментах, главное чтобы было желание. По словам специалиста по фольклору, народные инструменты простые в изготовлении, но сложные в игре. На балалайках может научиться играть каждый за пару минут, так как это легко.
Практически любой инструмент можно заказать. Так же Сергей может рассказать, как сделать инструмент самостоятельно в домашних условиях.
Несколько исторических веков в одной комнате
Экскурсии проходят по договоренности от 1 до 40 человек. Сергей делит инструменты на три большие группы – ударные, духовые и струнные. Начинается свой рассказ с вопросов. Самые первые возникли ударные, потом духовые и струнные. Например, в духовных начинается от самого простого – пищик, являющийся детской игрушкой. Затем идёт пищук, состоящий, например, из соломенки. Потом рожок или желейка - народный кларнет. А затем уже к двойная, тройная жилейки.
Ковид искусству не помеха
Музей забытой музыки является постоянным участником разнообразных фестивалей. В основном это фольклорные фестивали, либо исторической реконструкции: «Живая старина» в Ростове-на-Дону, «12 ключей» в Тульской области, «Филимоновская игрушка» в г. Адоев Тульская область, «Времена и эпохи» в Москве, «Военно-историческая реконструкция» в Севастополе. Сейчас два фестиваля в Тульской области отменились из-за пандемии.
Из-за коронавирусной инфекции примерно полгода музей не работал. Но Сергей проводили специальные мастер-классы и лекции онлайн.
Можно поэтапно посмотреть, как делать кугиклы и дудук воронежский в официальной группе ВКонтакте «Музей забытой музыки». https://vk.com/museum3music
Дополнительная информация:
Дата открытия музея: 2007 год.
Адрес: Воронеж, ул. 9 января, 108
Часы работы: по предварительной договоренности.
Цена: договорная.
Номер телефона: +79507619112.
Группа ВКонтакте: https://vk.com/museum3music
Дыгало Екатерина, факультет журналистики ВГУ
Фото автора
По данным Информационного агентства "Российские Интернет Технологии"