На десятки километров в округе местность изрезана густой сетью глубоких и широких оврагов со стоками вод в противоположных направлениях от водоразделов. По территории села протекала небольшая речка Козинка. Со временем она обмелела и теперь от нее остался лишь небольшой ручеек, да и тот пересыхает в засушливые годы.
В старину, даже еще в 17 веке, наша местность была сплошь покрыта вековыми лесами. Об этом говорят сохранившиеся до сих пор названия некоторых частей села: Редкодуб, Лесок. Лес состоял в основном из твердых лиственных пород – дуба, клена, ясеня, вяза. Местами, чаще всего на полянах, встречались дички груш и яблонь. На опушках лесных массивов росли липа, местами целыми рощами орешники, терн, боярышник, шиповник, ежевика, малина, а под их прикрытием - земляника.
Среди лесов, на склонах и вершинах оврагов выступали роднички, стекающие книзу мелкими ручейками. Плоды, ягоды и ключевая вода привлекали сюда множество птиц и животных. Раньше лес служил убежищем такому зверю как соболь, бобер, дикий кабан, зубр. Сейчас в окрестностях села остались: волки, лисицы, зайцы, суслики, дикие кабаны и иногда забредают лоси. Очень много различных птиц: дикие утки, цапли, кукушки, синицы, ласточки, сороки и другие.
Недра окрестностей нашего села изучены недостаточно. Самыми распространенными породами, которые использует население, являются глина, песок, мел.
Климат в нашей местности умеренный, с ярко выраженными временами года и благоприятен для жизни людей.
Краевед Савелов описывает наши места следующим образом: «Местность, занимаемая теперь Коротоякским уездом, можно сказать лишь с 16 века фактически вошла в состав Московского государства, а до этого представляла нейтральную полосу между Москвою и ордами кочевников, посещаемую как сторожами из Москвы, наезжавшими для наблюдения за татарскими перелазами на реках Потудань и Тихая Сосна, так и татарами, пробиравшимися в Московию за наживой».
В середине 17 столетия 15 семей «детей боярских»
Из Ельца с Афанасием Вихровым во главе и 11 семей из Старого Оскола основали село, которое получило название Афанасьевка. Так рассказывают «Записки императорского географического общества», изданные в 1857 году в Санкт-Петербурге.