Село Хреновое Бобровского района, административный центр Хреновского сельского поселения, располагается в 16 километрах от Боброва. С севера его прикрывает могучий Хреновской бор – жемчужина земли Хреновской, а с другой стороны раскинулись бескрайние степи.
Историю возникновения села Хреновое историки, как правило, относят к концу 17 - началу 18 века. В 16 веке территория, окружавшая Воронеж, очень активно заселялась. Среди новых поселенцев было очень много беглых крестьян, которые считали вольные окраины государства наиболее безопасными для переселения.
Этимология названия села не вполне ясна, самая популярная версия весьма тривиальна: на месте села когда-то росло много дикого хрена, что и не преминули отметить первые поселенцы.
На рубеже веков Пётр I начинает строить в воронежском крае военный флот, что уже подразумевало увеличение населения за счёт пригнанных на строительство крестьян, приезжих мастеров. В свою очередь, на реке Битюг, протекающей по территории Боброва, началась заготовка лесов. Некоторые специалисты склонны полагать, что возникновение села связано с этими событиями.
В 1758-60 гг. в Хреновом была проведена очередная ревизия, из которой нам становится известно, что в селе проживало 322 однодворца, 59 ямщиков, 28 помещичьих крестьян. Всего здесь жило не менее 800 человек.
Вплоть до последней четверти 18 века Хреновое не отметилось ничем примечательным. А вот в 1775 году императрицей Екатериной II графу Алексею Орлову за победу в Чесменской битве были дарованы среди всего прочего в вечное пользование земли и имения на юге России. Среди таких земель и было село Хреновое.
И вот тут уже начинается история, можно сказать, местного бренда – Хреновского конного завода, известного тем, что именно на его территории была выведена известнейшая русская порода – орловский рысак.
Сам Алексей Григорьевич Орлов был не только великим политиком и полководцем, так же он был отличным наездником и всегда интересовался лошадьми, страстно любил верховую езду. И у него ко времени описываемых событий уже был подмосковный конезавод. Однако его месторасположение было не самым удачным для разведения породистых лошадей. Поэтому в 1778 году граф переводит этот конезавод в Хреновое. За счёт переселения множества семей количество жителей поселения сразу увеличилось на несколько тысяч.
Граф задался целью – вывести свою, русскую, породу лошадей – резвую, выносливую и красивую. Для воплощения своей мечты он использовал арабских скакунов, которых привёз в Россию после Турецкого похода. Всего им было привезено около 30 жеребцов и несколько кобыл. Для конезавода было отобрано только 12 жеребцов, которые были отосланы на тогда ещё подмосковный конезавод. Из этих жеребцов более всего отличались бурый Салтан и серебристо-серый Сметанка. Последний и стал родоначальником орловских рысаков. Вообще Орлов оказался на редкость талантливым и щепетильным заводчиком. В числе четырёх сыновей Cметанки был серый Полкан, родившийся в 1778 г. от буланой датской кобылы. Он отличался могучей силой. В 1778 г. все лошади были переведены в Хреновской конный завод Бобровского уезда Воронежской губернии. Управляющим новым заводом Орлов вскоре назначает крепостного крестьянина Никифора Терентьевича Кабанова. Кабанов был отличным наездником и любимым учеником Орлова. Граф письменно наставлял Кабанова в работе, вмешиваясь поначалу в каждую мелочь, и лично испытывал ставки молодняка в Москве. В.И. Коптев (историк отечественного конезаводства) характеризует Кабанова как очень способного коннозаводчика и прекрасного администратора, сумевшего добиться блестящих успехов в управлении таким огромным имением, как Хреновое. Полкан дал в 1784 г. серого Барса I, соединившего в себе достоинства трёх пород – арабской, датской и голландской. Василий Иванович Шишкин, будущий управляющий хреновским посместьем, писал, что «Барс, родившийся от голландской кобылы № 2-й, в особенности был большого роста, все части имел соответственно росту и бегал рысью отлично, резво. Находился в заводе 17 лет, от него произошла уже настоящая рысистая порода лошадей». Барс 1-й, по описанию очевидцев, был «необыкновенно густ, фризист и имел несколько спущенный зад, бежал необыкновенно красивым, нарядным ходом, росту был около 2 аршин 5 вершков». Однако по свидетельству Коптева, Барс не удовлетворил Орлова, так как «голландский элемент вошёл в него в большей степени, чем того желал граф, и он соединил его с кобылой чистой крови Гнедою, дочерью приведённого из Аравии Арапа 2, и произвёл Любезного, потом отважился на новый опыт… И соединил Барса-родоначальника с дочерью Фелькерзама, родившегося от Сметанки и чистокровной матки от Бабрагама, и произвёл Лебедя 1». Именно эти два знаменитых хреновских производителя того времени оказали наибольшее влияние на орловскую породу. Всего граф Орлов занимался разведением своих рысаков более 30 лет.
После смерти Орлова в 1808 году во владения конезаводом вступила его дочь – графиня Анна.
Нельзя сказать, что дела у графини сразу заладились. Вначале она совершила ошибку в перестановке кадров, уволив талантливого управляющего и селекционера Кабанова, пользовавшегося полным доверием её отца – впрочем, к чести своей, она перед этим даровала ему вольную. На его место был поставлен абсолютно случайный человек – титулярный советник Маковкин. Под руководством последнего хозяйство было пущено на самотёк, и Маковкин был уволен. В 1811 году к управлению Хреновским конезаводом назначен Василий Иванович Шишкин, который ещё с детства был примечен графом как смышленый, подхватистый, тянущийся к коням подросток, часами пропадавший если не на конюшне, то на беговой дорожке. Шишкин побывал и поддужным, и наездником, и кассиром, и, наконец, стал главным конторщиком. В.И. Коптев, называя В.И. Шишкина знаменитым русским коннозаводчиком, писал в очерке о нем: «Сделавшись полновластным распорядителем громадного имения, в котором было более 100 000 десятин земли с самыми многосложными разнообразными хозяйственными заведениями, Шишкин понял, что только при совершенной точности и аккуратности может идти столь многосложная машина».
Именно при его управлении в поместье начинает возводиться комплекс зданий Хреновского конного завод. Первые постройки возводились с 1810 по 1818 годы по проектам знаменитого архитектора Д. И.Жилярди в стиле русского классицизма. Толщина стен в конюшнях достигала 90 см. Площадь крыш – 4,5 га. Длина по периметру оказалась более 5 км. Хреновской конный завод вошел в мировую историю коннозаводства не только как рассадник и поставщик ценнейших пород лошадей, но и как пример превосходно организованного коневодческого хозяйства с великолепным комплексом производственных построек.
Заводской комплекс строился более века - с конца XVIII - до начала XX.
В "Статистическом описании Воронежской губернии, составленном в 1810-1811годах" уже отмечены обширный каменный манеж, конюшни с разными отделами, конные дворы, "устроенные лучшим и выгоднейшим расположением". Особенно хороша была конюшня для заводских жеребцов - с внутренними денниками и коридорами вдоль наружных стен: таким образом, лошади были защищены от сырости и холода.
В 1818 году Хреновской конезавод посещает сам император Александр I. По его приезду были устроены пышные торжества, территория завода была приведена в идеальное состояние. А сам Шишкин устроил для императора сюрприз. Александр I считался монархом просвещённым, в юностисклонялся к либерализму, воспитывался по новейшей европейской методике, предполагающей отсутствие избытка роскоши в вещах, в пище. Но вот чего у императора было не отнять – так доли тщеславия, ему, впрочем, прощаемой. И вот в чём заключался сюрприз для Александра: Шишкин за несколько дней до приезда высочайшего гостя приказал начинать кормить лошадей в конюшнях одновременно, а перед этим открывать ставни; разумеется, лошади к этому правилу быстро привыкли.
И когда на территорию конюшен въехал император, ставни вновь были открыты, только лошади не получили корм. Это их разволновало, со всех сторон послышалось дружное ржание.
«Что это такое происходит?» - спросил монарх.
«Это лошади приветствуют Ваше Императорское Величество! Даже лошади чувствуют Ваш приезд!» - ответил Шишкин. За что и был награждён – Александр, расчувствовавшись, подарил ему кольцо с бриллиантом, сняв украшение с собственного пальца. Правда, когда он это делал, то не знал о крепостном положении услужившего ему крестьянина. Конфуз был замят вольной, которую графиня Орлова незамедлительно поспешила объявить Шишкину.
В 1831 году Шишкин был уволен, и с этого периода предприятие начало приходить в упадок. Анна Алексеевна продала завод государству за 6,5 миллионов рублей. С этого периода управляющими там были лица военного чина – как правило, генералы. Обслуживанием занимались солдаты и нижние военные чины.
В 1882 году выдающимся коневодом России графом генералом И.И. Воронцовым-Дашковым в селе была открыта Хреновская школа тренеров-наездников. Конный завод пользовался огромной известностью, и его посещали не только члены царской семьи, но и многие представители интеллигенции, среди которых были писатели Л.Н. Толстой и А.П. Чехов.
Здание училища является частью архитектурного ансамбля конезавода, и оно сохранилось в неизменном состоянии с самого конца XVIII века (железной лестнице, по которой взбегают на второй этаж сегодняшние фельдшеры и наездники, более 200 лет). До открытия школы тренеров здесь располагалась бурса.
За свою 120-летнюю историю училище несколько раз перепрофилировалось (во время войны здесь готовили трактористов, недавно упразднили отделение зоотехников, в 90-х годах оно было и вовсе на грани закрытия), сегодня введено множество современных специальностей, в том числе коммерческих.
Если говорить о социально-экономическом развитии поселения в целом, то очень значимое влияние на него оказали отмена крепостного права и технический прогресс. В 1894 году через село проходит железная дорога. Вот как описывает Хреновое железнодорожный путеводитель за 1900 год: «…Село Хреновое имеет 665 дворов и 6624 души конно-заводских крестьян. Аптека, больница, каменная церковь, целый городок изящных построек делают то, что Хреновое походит более на маленький опрятный городок, нежели на село. В последнее время Хреновое приобретает известность как кумысолечебный курорт, причем кумыс производится в соседней Солдатской слободе, служащей как бы предместьем Хренового».
В годы гражданской войны всё приходит в упадок. Лошади были трижды эвакуирован в Тамбовскую область. К сожалению, не все животные могли перенести сложные условия, и к окончанию войны уцелело очень немного чистокровных представителей. После гражданской войны на конном заводе собрали всех лучших представителей орловской породы. Здесь были заложены действующие до сих пор линии орловской породы - Улова, Ловчего и Барчука.
В Великую Отечественную войну героическиа сражались на фронтах уроженцы Хренового Козьма Козьмич Ермишин и Владимир Владимирович Леваков. Они были удостоены звания Героев Советского Союза. Житель села И.М. Сорокин был четырежды удостоен медали «За отвагу» Промышленные предприятия на территории Хренового работали на нужды фронта. В артели «Красный боевик» шили телогрейки, для фронтовиков валяли валенки. В колхозах трудились женщины. Станция Хреновое получила стратегическое назначение. Через нее шли грузы на фронт. В селе с ноября 1941года по декабрь 1943 года находилось 17 госпиталей. Хреновской конезавод эвакуировали на Урал в Курганскую область, где находился до 1944 года.
В годы Великой Отечественной войны постройки конезавода не пострадали. В них располагался лагерь для заключённых (в основном, здесь содержались венгры и итальянцы – могилы некоторых умерших пленных, кстати говоря, можно поискать на здешнем кладбище).