В Воронежской области, в небольшом городке под названием Эртиль, существует место, где живет русский дух XVII - XIX веков. Хозяин этого места — атаман, заслуженный фермер России, Владимир Иванович Брежнев
- Ко мне приезжал друг, Владимир Казарезов, писатель, обо мне писать книгу хотел. - рассказывает Владимир Иванович. - У него свой музей, и он попросил собрать старинные вещи. Я бросил клич местному населению: «Меняю свою продукцию на старинные вещи». А я произвожу масло подсолнечное, крупы, мёд. И народ начал везти. Собрал очень много, часть отвез Казарезову, а из того, что осталось, решил сделать свой музей
Так, из просьбы писателя, разрослась целая деревенька. Сегодня здесь и настоящая сторожевая вышка, ветряная мельница, Дом рыбака, пчеловода, Мастерская гончара, мини-зоопарк и пруд с рыбами.
Владимир Иванович живет рядом, но хочется верить, он только что вышел с одной из избушек: отер хлебный квас с казачьих усов, услышал лай собак и пошел встречать гостей или спустился со сторожевой вышки, лишь саблю на посту оставил – настолько он сроднился с тем, что создает.
Слава этнодеревни уже вышла за пределы Воронежской области. Листаем книгу пожеланий – Нидерланды, Ливан, Дрезден, Эквадор.
Когда-то на этой территории была свалка и болото. 1 июня 2011 году Брежнев начал строить деревню. Вывез 386 тонн мусора, сделал два небольших пруда.
- По русским традициям жених невесту должен пронести по семи мостам, и первую брачную ночь они должны провести на сеновале. Я сделал семь мостов и сеновал тоже сделал. Пойдемте по мостам пройдем.
Душа у Владимира Ивановича и правда русская, казачья. Мы будто с ним знакомы сто лет уже и живем где-то по соседству с той избушкой, где он только что отирал квас с усов.
- Вот в таком доме я родился, - показывает он на избушку, - жили в таком доме девять человек: бабушка, родители мои и шесть детей. Отец был гончар, всю жизнь делал горшки. Вот на этой тачке мы с матерью возили их продавать. В школу я ходил через день, потому что старший, нужно было кормить семью. Выходили из дома в 11 часов вечера и к селу, где продавали горшки, приходили в 6 утра.
Деревенька чуть было не стала съемочной площадкой:
- Мне звонят с Мосфильма и спрашивают, вертушка у мельницы выдержит десятилетнего мальчишку? Я говорю, да, выдержит, а зачем нужно? Вот молодой Гагарин, мы сейчас про него фильм снимаем, он любил кататься на вертушке, на мельнице и один раз упал и сломал себе ключицу, нам нужно сделать такой видеосюжет
Каждая частичка здесь имеет свою историю, свою судьбу, порой курьёзную:
- Вы знаете, что значит «забить стрелку»? Общепринятое мнение – назначить встречу. Но, на самом деле, у этой фразы есть древнее значение. Старинные туалеты были со стрелкой. А семьи большие – утром встал, нужно очередь занимать: « Мишк, я за тобой стрелку забил». И оттуда пошло понятие забить стрелку. – И Владимир Иванович ведет нас к «экспонату» - собственно, прототип старого или, лучше, первого плетневого туалета
Недавно среди прочих избушек и мастерских появился Апидомик, предназначенный для лечения на пчелах.
- Весь Запад сейчас лечится на пчелах. Не укусами, а биополем и микровибрацией. Называется ещё «сон на ульях». Это лечение является профилактикой онкологических заболеваний. А почему? Потому что пчёлы — единственные насекомые, которые не болеют раком. Не болеет раком — значит она создает какие-то противораковые тела. Запад, лечась на ульях, это изобретение принимают как своё. На самом деле, это придумали наши предки
Заходим и в тот самый музей, вокруг которого выросла Деревенька. Тут прялка, на которой можно работать хоть сейчас, чучела животных, бесконечное количество газет и книг, в которых пишут о Владимире Ивановиче. Особой популярностью у туристов пользуется один интересный экспонат:
- Сундук был как календарь, на нем писали, когда корова гуляет, когда гусыня садилась на яйца. И вот хозяйка написала: «Была у Васьки 12 ноября, рожу в августе», - смеясь, читает Брежнев с крышки сундука.
В арсенале Владимира Ивановича есть уникальные предметы. Например, икона, на которой изображен Отец-Бог. Такие иконы запретили в XVII веке.
Или, как Брежнев говорит, разрешение на производство самогона от самого Александра II:
- Приехали ко мне проверяющие и спрашивают, Владимир Иванович, вы тут самогон делаете, а на каком основании? Как на каком, говорю. У меня есть разрешение. Мне выдал Александр II . Смотри, - Брежнев показывает металлическую стопку, на которой выгравирован 1868 год и корона, - владелец вот этой стопки имел право производить и реализовывать алкогольную продукцию. Если вы найдете бумаги о том, что её отменили, я приеду завтра и сдам вам всё.
Владимир Иванович полон новых идей. Обычно он говорит: «Это моя мечта». Потому что для него это на самом деле не просто действия, а дело всей жизни:
- Человек должен заболеть, проникнуться вот этим - сохранить, доставить до молодежи. Считаю себя больным человеком уже в этом плане.
Очередная его «мечта» - экологические тропы. И первые шаги уже сделаны. В Эртильском районе атаман нашел и взял под своё крыло трёхсотлетние дубы и липы.
- За рубежом экологические тропы давно существуют, в России всё это пока только начинается. Я разрабатываю маршрут. Дубы — один из пунктов. В эту экологическую тропу я хочу включить родник в Большом Самовце. И ещё я один родник нашел. Этим родником якобы пользовался граф Орлов, который основал Эртильский сахарный завод.
Марина Воропаева
Фото: Илья Панкратов, ИА «Российские Интернет технологии»